Назад

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект Федерального закона "О внесении изменений

и дополнений в статьи 546, 547 и 548

Гражданского кодекса Российской Федерации"

Принято на заседании Совета 2 июня 2000 г.

1. Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 546, 547 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) подготовлен Министерством экономики РФ, внесен Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы (распоряжение от 28 декабря 1999 г. № 2134-р) и направлен Главным государственно-правовым управлением Президента РФ на экспертизу в Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (письмо от 27 марта 2000 г. № А6-1123).

2. Рассматриваемым проектом предлагается включить в пункт 2 статьи 546 новую норму, предусматривающую в дополнение к имеющимся в ГК (пункты 2 и 3 ст. 546) еще одно основание прекращения или ограничения подачи энергоснабжающей организацией энергии без согласования с абонентом, а лишь с соответствующим его предупреждением, а именно: нарушение абонентом обязательств по оплате энергии. В данном случае согласно проекту прекращение или ограничение подачи энергии должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом или иным правовым актом.

В настоящее время согласно действующему законодательству (пункты 2 и 3 ст. 546 ГК) в качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии могут иметь место только по соглашению сторон, за исключением двух случаев. Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при отсутствии соглашения сторон, но с предварительным уведомлением абонента, если неудовлетворительное состояние его энергетических установок угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента могут иметь место в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей организации.

Вместе с тем применительно к договору энергоснабжения предусмотрено специальное правило, согласно которому энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (пункт 1 ст. 546 ГК), названная ст. 523 ГК содержит перечень существенных нарушений договора поставки, которые могут служить основанием для одностороннего отказа от исполнения договорных обязательств по инициативе как поставщика, так и покупателя. В частности, нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров. Следовательно, энергоснабжающая организация при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты полученной энергии вправе отказаться от исполнения договора энергоснабжения.

Однако законодатель, распространяя действие ст. 523 ГК на отношения, связанные с энергоснабжением, предусмотрел, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены случаи, исключающие ее применение. Ряд правовых актов, не допускающих прекращения энергоснабжения определенных групп потребителей, были приняты Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 74 был утвержден Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которые не подлежат ограничению или прекращению[1]. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 г. № 601 утвержден новый Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении[2].

В отношении некоторых потребителей энергии, допустивших неоднократное нарушение сроков ее оплаты, предусмотрен специальный порядок действий энергоснабжающих организаций по ограничению и прекращению поставки (подачи) топливно-энергетических ресурсов. Например, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1998 г. № 392 утвержден Перечень предприятий, подача топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит прекращению или ограничению ниже аварийной (технологической) брони[3].

Таким образом, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии по основаниям, не предусмотренным ГК, допускаются правовыми актами лишь как альтернатива праву энергоснабжающих организаций отказаться от исполнения договора энергоснабжения и только в том случае, когда они лишаются этого права.

В остальных случаях, при наличии у энергоснабжающих организаций права на отказ от исполнения договора энергоснабжения, наделение последних еще и правом на односторонние действия по ограничению или прекращению подачи энергии в связи с нарушением абонентом обязательств по ее оплате представляется нецелесообразным.

3. Рассматриваемым проектом предлагается изменить норму об ограниченной ответственности участников договора энергоснабжения в виде возмещения реального ущерба и перейти к принципу полного возмещения убытков, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 547 ГК).

В соответствии с пунктом 1 ст. 400 ГК по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Представляется, что договор энергоснабжения относится к тем видам обязательств, где применение принципа ограниченной ответственности является необходимым условием нормального существования и деятельности энергоснабжающих организаций. Принимая во внимание огромное число абонентов энергоснабжающих организаций, наделение абонентов правом требовать от энергоснабжающих организаций наряду с прямым ущербом возмещения упущенной выгоды в связи с нарушением обязательств по договору энергоснабжения представляется невозможным.

4. Проектом предлагается значительно расширить круг правоотношений, к которым допускается применение правил о договоре энергоснабжения (ст. 548 ГК). В частности, в указанный круг правоотношений предлагается включить любые отношения, связанные с куплей-продажей энергии и оказанием сопутствующих услуг, осуществляемых на основании иных видов договоров, предусмотренных ГК; причем случаи, когда допускается применение правил статей 539-547 ГК, не ограничиваются прямым указанием закона либо иного правового акта, для этого достаточно соглашения сторон.

Между тем сфера возможного применения правил о договоре энергоснабжения к иным договорам должна быть ограничена лишь теми случаями, когда предметом соответствующего договора является снабжение потребителей топливно-энергетическими и иными ресурсами через присоединенную сеть. Из этого и исходит действующая редакция ст. 548 ГК.

5. Принимая во внимание изложенное, рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован к принятию Государственной Думой.


[1] СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 682.

[2] СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2915.

[3] СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1858.


Назад