Назад

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 539 и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Принято на заседании Совета 2 июня 2000 г.

1. Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 539 и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) подготовлен Министерством РФ по атомной энергии во исполнение поручения Правительства РФ от 12 февраля 2000 г. № ХВ-П5-03771 и направлен Министерством РФ по атомной энергии на экспертизу в Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (письмо от 29 марта 2000 г. № 08-1494).

2. Предлагаемая проектом новая редакция статьи 539 (пункта 1 и 2) предусматривает два принципиальных изменения в правовом регулировании договора энергоснабжения.

Во-первых, из определения понятия договора энергоснабжения исключается один из основных квалифицирующих признаков, позволяющих выделять его в отдельный вид договора купли-продажи, а именно: обязанность энергоснабжающей организации подавать энергию абоненту через присоединенную сеть (п. 1 ст. 539 ГК). При таком подходе утрачивает смысл большинство специальных правил, регламентирующих договор энергоснабжения, и в частности, обязанности абонента по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования; условия при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии; количество и качество энергии.

Во-вторых, значительно усложняется структура договорных связей по договору энергоснабжения: в качестве энергоснабжающей организации по договору энергоснабжения может выступать организация, не владеющая энергетическими сетями; в этом случае передача абоненту энергии осуществляется за счет абонента сетевой организацией (владельцем энергетической сети) по договору оказания услуг по передаче энергии, заключаемому с энергоснабжающей организацией или с абонентом (п. 2 ст. 539 ГК).

Потребители энергии будут вынуждены заключать договоры непосредственно с производителями энергии, которые, в свою очередь, будут заключать договоры оказания услуг по передаче энергии с владельцами энергетических сетей. Очевидно, что договор энергоснабжения потеряет публичный характер, а расходы потребителей значительно возрастут.

Кроме того, т.н. договор оказания услуг по передаче энергии применительно к отношениям между владельцем сети и потребителем энергии в настоящее время полностью охватывается нормами о договоре энергоснабжения.

3. В проекте предусматривается изложить статью 543 ГК в новой редакции. Это должно означать, что правила об обязанностях абонента по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, содержащиеся в действующей редакции указанной статьи, исключаются из ГК, что является недопустимым.

Новая же редакция статьи 543 ГК включает в себя нормы, регулирующие т.н. договор оказания услуг по передаче энергии, по которому сетевая организация обязуется осуществлять передачу энергии от энергоснабжающей организации к ее абоненту, а энергоснабжающая организация или абонент обязуются оплачивать эти услуги. Причем, если энергетические сети находятся в ведении нескольких сетевых организаций, такие договоры должны заключаться энергоснабжающей организацией или абонентом отдельно с каждой сетевой организацией.

Предлагаемый новый договор оказания услуг по передаче энергии никак не может быть отнесен к числу договоров на оказание услуг (ст. 779 ГК), поскольку именно по указанному договору должна подаваться энергия (т.е. передаваться товар) абоненту.

Реализация указанных предложений разрушит единый общероссийский оптовый рынок электрической энергии[1], породит огромное число посредников, значительно увеличит стоимость электроэнергии.

4. Вместе с тем цель законопроекта: создание условий для конкуренции производителей электроэнергии и обеспечение их недискриминационного (свободного) доступа к энергетическим сетям для поставки энергии потребителям с наименьшими затратами, - может быть достигнута путем совершенствования регулирования отношений,связанных с функционированием федерального оптового рынка электрической энергии (на уровне постановлений Правительства РФ), не прибегая к изменению Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Учитывая изложенное, рассматриваемый проект не может быть рекомендован для внесения на рассмотрение в Государственной Думе.


[1] Ст.: Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 793. - СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3654.


Назад