Назад

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации"

Принято на заседании Совета 11 февраля 2000 г.

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - Проект) подготовлен Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1999 г. № П1-2-81381 и направлен Правительством РФ на экспертизу в Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (письмо Правительства РФ от 13 января 2000 г. № 90п-ПI).

Проект направлен на придание крестьянским (фермерским) хозяйствам статуса юридического лица. С этой целью предлагается внести изменения в статьи 23, 48, 50, 257, 258 и 259 ГК РФ, а также дополнить главу 4 ГК РФ параграфом 3-1 ("Крестьянские (фермерские) хозяйства"). Как указано в пояснительной записке к Проекту, предлагаемые поправки к Кодексу позволят узаконить сложившуюся на сегодня ситуацию, когда крестьянские хозяйства реально осуществляют деятельность как с образованием, так и без образования юридического лица.

Обоснованность и целесообразность такого подхода вызывают серьезные сомнения, поскольку неоднородность правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств вряд ли будет способствовать развитию этого вида экономической деятельности. Более логично было бы устранить противоречия в законодательстве путем внесения изменений и дополнений в Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который давно нуждается в существенной переработке. Многие положения указанного Закона являются юридически неудачными и, кроме того, не соответствуют Гражданскому кодексу. В частности, крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в соответствии с Законом в качестве юридического лица, не обладает одним из важнейших признаков последнего: оно лишено обособленного имущества, поскольку в соответствии со статьей 15 Закона имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности, а само хозяйство как юридическое лицо не имеет на это имущество никаких вещных прав. Подобное юридическое лицо изначально не могло признаваться полноценным субъектом гражданского права. Именно по этой причине в части первой Гражданского кодекса РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не упомянуто в качестве организационно-правовой формы юридического лица.

Основная задача рассматриваемого законопроекта состоит в том, чтобы предоставить членам крестьянских (фермерских) хозяйств возможность создать полноценное юридическое лицо. С этой целью предлагается дополнить Гражданский кодекс РФ статьей 112-1, посвященной крестьянскому (фермерскому) хозяйству как самостоятельной организационно-правовой форме коммерческих организаций. Такое решение проблемы представляется неудачным по трем причинам.

Во-первых, параллельное существование в законодательстве двух различных правовых режимов крестьянского (фермерского) хозяйства не может не привести к практическим затруднениям. При этом нарушается одно из главных правил юридической техники, состоящее в нежелательности употребления одного и того же термина в нескольких смыслах. Практика применения и толкования ГК РФ убедительно продемонстрировала значение этого правила на примере понятия предприятия, несмотря даже на то, что понятия предприятия как имущественного комплекса и унитарного предприятия как субъекта права не совпадают. Применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству двоякое употребление терминологии создаст для гражданского оборота значительные осложнения, так как контрагенты крестьянских (фермерских) хозяйств не во всех случаях смогут определять их подлинный правовой статус и четко представлять себе, с кем они вступают в отношения - юридическим лицом или главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем. В результате их законные права и интересы могут существенно пострадать.

Во-вторых, возможность осуществления предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве с образованием юридического лица вполне может быть реализована в рамках существующей системы организационно-правовых форм. Согласно статье 259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество (то есть полное товарищество или товарищество на вере) или производственный кооператив. Правовое положение этих форм коммерческих организаций урегулировано Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" и Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Следует отметить, что реально набор организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут быть использованы членами крестьянских хозяйств, не исчерпывается формами, упомянутыми в статье 259 ГК РФ, поскольку статья 68 ГК РФ предусматривает возможность преобразования хозяйственного товарищества в хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью). Таким образом, на практике крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в любой из форм частных коммерческих организаций. Поэтому нет никакой необходимости вводить специально для крестьянских (фермерских) хозяйств дополнительную организационно-правовую форму.

В-третьих, крестьянское (фермерское) хозяйство, если даже попытаться признать его юридическим лицом, не будет иметь по сравнению с уже существующими формами юридических лиц принципиальных особенностей, которые позволяли бы признать его самостоятельной организационно-правовой формой. Этот вывод подтверждается, в частности, предлагаемой редакцией статьи 112-1 ГК РФ. По всем существенным формообразующим признакам (к которым в первую очередь относятся способ построения имущественных отношений, режим ответственности, порядок управления хозяйством и ведения его дел) крестьянское (фермерское) хозяйство оказывается ничем иным, как полным товариществом, правда действующим не на основании учредительного договора, а на основании устава. Думается, что нет серьезных оснований для введения в законодательство и экономический оборот двух практически не различающихся между собой типов полного товарищества. Помимо того, что это нарушит стройность системы коммерческих организаций, неизбежно возникнет также проблема субсидиарного применения к крестьянским (фермерским) хозяйствам норм Гражданского кодекса о полных товариществах, а также общих положений о хозяйственных товариществах и обществах (статьи 66-81 ГК РФ).

Как показало обсуждение проекта настоящего заключения, стремление иметь особый вид юридического лица под названием "крестьянское (фермерское) хозяйство" вызвано причинами, не связанными с гражданской правосубъектностью этих хозяйств и их участием в гражданском обороте. В действительности, Проект вызван опасениями утраты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами предоставленных им государством льгот (в области налогов, субсидий, списания долгов и т.п.), если в их наименовании не будет указания на принадлежность к числу крестьянских хозяйств. Решение этого вопроса не требует кардинальных изменений в системе организационно-правовых форм юридических лиц, принятой в российском праве.

С учетом вышеизложенного принятие рассматриваемого Проекта представляется нецелесообразным, и он должен быть отвергнут в целом. При этом следует в кратчайшие сроки организовать работу по подготовке обновленной редакции Закона "О крестьянских (фермерских) хозяйствах", в котором можно было бы предусмотреть особенности правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств, образованных в одной из существующих форм коммерческих организаций. В рамках такой работы могли бы быть также подготовлены предложения по уточнению редакции статьи 23 ГК РФ.


Назад